КАКАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕВИЗИИ
Арматура для трубопроводов первой категории, предназначенных для транспортировки высокотемпературных, находящихся под значительным давлением и опасных сред, в обязательном порядке подлежит ревизии перед монтажом вне зависимости от срока хранения, наличия документации и материала, из которого она изготовлена. Запорные и регулирующие устройства из чугуна с диаметром условного прохода до 300 мм винипласта, полиэтилена, полипропилена и прочих неметаллических материалов проверяют независимо от наличия паспорта и срока годности. При этом неметаллическая арматура может испытываться на плотность и прочность выборочно – не менее 20% образцов из партии.
Обязательному испытанию на прочность также подлежит оборудование, предназначенное для монтажа на кислородопроводе, в случае отсутствия документа о его обезжиривании. Не имеющая технических паспортов арматура допускается к монтажу только после ревизии, при этом, вне зависимости от её результатов, может быть установлена на трубопроводах IV и V категории. Устройства, монтирующиеся на трубопроводах второй категории и ниже, проходят ревизию после истечения срока годности.
Что включает в себя ревизия трубопроводной арматуры
Не подлежащая ревизии запорная и регулирующая арматура должна быть проверена на комплектность и соответствие технической документации, осмотрена и протестирована на легкость открытия и закрытия. При визуальной проверке особое внимание уделяется выявлению дефектов корпуса (сколов, раковин, трещин и т. п.), уплотнительных поверхностей седла и затвора.
Ревизия трубопроводной арматуры, помимо вышеперечисленных действий, включает в себя:
- частичную разборку без снятия затвора со штока;
- очистку элементов от консервирующего защитного покрытия;
- смазку ходовой части;
- сборку с установкой прокладок и сальников;
- проверку на прочность и плотность.
Ревизия трубопроводной арматуры может производиться в специальных помещениях или на монтажной площадке, где имеются соответствующие приспособления для проведения всех предусмотренных регламентом работ. В их число не входит доведение герметичности до нормативов, предусмотренных ГОСТ, однако если изделие поставляется с неполным запором, уплотнительные поверхности перед монтажом подвергаются шлифовке и притирке.
Уплотнительные поверхности задвижек могут быть притерты вручную или на специальных станках, путем покачивания шпинделя и поворотом затвора в корпусе. Притирка вентилей кранов осуществляется путем вращения золотника, пробки или специального притира вручную, а также при помощи сверлильной или шлифовальной машины. Притирка позволяет устранить дефекты уплотнительных поверхностей седла и клапана глубиной не более 0,05 мм. Если их величина составляет 0,05–0,5 мм – производится шлифовка с последующей притиркой.